Для электронного учебника по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) предлагаются методологические основы проектирования электронных курсов в области ИКТ на основе онтологической модели для реализации информационных технологий автоматизированной обработки онтологий. Показано, что онтологическая модель предназначена для реализации информационных технологий автоматизированной компьютеризированной обработки онтологий предметных областей (ВСС) на примере ИКТ, что позволяет актуализировать данный контент по мере развития ВСС на основе соответствующего контента в области информационнокоммуникационных технологий, соответствующего современному состоянию данной предметной области, с использованием электронных курсов (ЭК) и/или электронных учебников (ЭЦ) позволяет упростить процедуры, связанные с реализацией. На основе компьютерных онтологий реализована функциональная и информационная модель процессов, формирующих сочетание информационных технологий по автоматизированной обработке онтологий предметных областей, характерных для области информационно-коммуникационных технологий. Также был проведен анализ технологий моделирования, в частности, были рассмотрены такие технологии, как IDEF, DFD, UML, которые могут быть использованы при проектировании сложных систем, таких как ЭК и/или ЭО в области информационных и коммуникационных технологий для старшеклассников. Полученные в ходе исследования результаты направлены, прежде всего, на повышение эффективности подготовки электронных курсов и/или электронных учебников в области ИКТ для учащихся средних школ. Однако результаты, представленные в статье, могут быть использованы как для создания ЭК и/или ЭО, так и для других предметных областей, характеризующихся высоким уровнем формализации описания знаний и наличием компьютерных онтологий этих предметно-дисциплинарных областей.
ключевые слова: электронные курсы, электронные учебники, онтология, предметная область, UML, IDEF, DFD, Composite, Ргоху.