Жеке кабинетке кіру

Особенности маркетинга в деятельности санаторно — курортных учреждений

УДК 338.462

ISSN 1606–416Х

Айдарлар: Экономика

Санаторий-курорттық кешенді сақтау және одан әрі дамыту үшін жеке санаторийкурорттық мекемелерде де, жалпы салада да әлеуметтік-бағдарланған маркетингті басқаруды жетілдіру қажет. Сонымен қатар, бұл басқару күштерін дамудың басымды бағыттарына шоғырландыру және сыртқы ортадағы өзгерістерді ескере отырып, қолда бар қаржылық мүмкіндіктер мен материалдық-техникалық база аясында жасалуы керек. Мақалада курорттық қызметтердің негізгі ерекшеліктер қарастырылған, отандық санаторлық-курорттық ұйымдарға талдау жасалады. Осы саладағы кәсіпорындарда маркетингті жетілдірудің негізгі бағыттары айқындалған.

Түйін сөздер: санаторий-курорттық қызметшілер, санаторий-курорттық мекемелер, маркетинг, маркетингті басқару процесі, тұтынушылардың назары.

В целях сохранения и дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса необходимо совершенствование управления социально-ориентированным маркетингом как на отдельных санаторно-курортных учреждениях, так и в отрасли в целом. Причем делать это надо в рамках имеющихся финансовых возможностей и материально-ресурсной базы путем концентрации управленческих усилий на приоритетных направлениях развития и с учетом изменений внешней среды. В статье рассматриваются основные специфические особенности санаторно-курортных услуг, дается анализ отечественных санаторных организаций. Также определяются основные направления совершенствования маркетинга на предприятиях данной сферы.

Ключевые слова: санаторно-курортные слуги, санаторно-курортные учреждения, маркетинг, процесс управления маркетингом, клиентоориетированность.

In order to preserve and further develop the sanatorium-resort complex, it is necessary to improve the management of socially-oriented marketing both at individual sanatorium-resort institutions and in the industry as a whole. Moreover, this should be done within the existing financial capabilities and material and resource base by concentrating management efforts in priority development areas and taking into account changes in the external environment. The article discusses the main specific features of spa services, provides an analysis of domestic sanatorium organizations. The main directions of improving marketing at enterprises in this field are also determined.

Keywords: Sanatorium-resort servants, sanatorium-resort institutions, marketing, marketing management process, customer focus