Рассмотрена актуальная проблема повышения эффективности транспортировки жидкости по магистральному трубопроводу. Обоснована возможность и эффективность применения трубопровода с переменной толщиной стенки по длине, что позволяет значительно урегулировать давление нагнетаемой жидкости по мере возрастания длины трубопровода от исходной точки. В целях соблюдения заводами-изготовителями стандарта авторы предлагают уменьшать толщину стенки трубопровода ступенчато, т.е. не меняя конструкцию привариваемых труб. Применение данного метода позволяет также значительно снизить металлоемкость конструкции трубопровода, которая при больших расстояниях протяженности общей длины магистрали способствует значительной экономии средств. Обоснование предложенных решений основаны на приведенных автором примерах расчетов.
Ключевые слова: магистральный трубопровод, транспортировка, нагнетание жидкости, падение давления, металлоемкость, толщина стенки труб.
Магистральды құбыр арқылы сұйықтықты тасымалдау тиімділігін арттырудың өзекті проблемасы қарастырылған. Ұзындығы бойынша қабырға қалыңдығы ауыспалы құбырды қолдану мүмкіндігі мен тиімділігі негізделген. Бұның өзі айдау сұйықтығының қысымын құбыр ұзындығының бастапқы нүктеден өсуіне қарай едәуір реттеуге мүмкіндік береді. Дайындаушы зауыттар шығаратын стандартты сақтау мақсатында авторлар құбыр қабырғасының қалыңдығын сатылы түрде, яғни бір біріне дәнекерленетін құбырлардың құрылымын өзгертпейақ азайтуды ұсынады. Сонымен қатар бұл әдісті қолдану, магистральдың жалпы ұзындығының айтарлықтай үлкен арақашықтығы кезінде қаражатты едәуір үнемдеуге мүмкіндік беретін құбыр конструкциясының металл сыйымдылығын айтарлықтай төмендетуге жағдай жасайды. Ұсынылған шешімдердің дәлелдемесі автор келтірген есептердің мысалдарына негізделген.
Түйін сөздер: магистральды құбыр, тасымалдау, сұйықтықты айдау, қысымның төмендеуі, металл сыйымдылығы, құбыр қабырғасының қалыңдығы.
The actual problem of increasing the efficiency of liquid transportation through the main pipeline is considered. The possibility and efficiency of using a pipeline with a variable wall thickness along the length is substantiated. This allows to significantly regulate the pressure of the injected liquid as the length of the pipeline increases from the starting point. In order to comply with the standard produced by manufacturers, the authors propose to reduce the wall thickness of the pipeline stepwise, i.e. without changing the design of welded pipes. The use of this method can also significantly reduce the metal content of the pipeline structure, which at large distances of the total length of the pipeline contributes to significant savings. Justification of the proposed solutions are based on the examples of calculations given by the author.
Keywords: main pipeline, transportation, liquid injection, pressure drop, metal content, pipe wall thickness.