Использование технологий онлайн-образования является одним из наиболее эффективных способов достижения универсальной цели качественного образования в рамках устойчивого развития Юнеско. В работе описаны особенности, появившиеся в области применения технологий онлайн-экзаменов. Анализируются существующие формы, методы и инструменты проведения экзамена в онлайн-формате, их потенциал и риски. Обращается внимание на то, что методы и инструменты, используемые для проведения онлайн-контроля, имеют недостатки, такие как значительные затраты на организацию прокторинга и сложности в оценке одной из ключевых компетенций обучающегося, а именно готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания для формулировки и решения исследовательских задач.
В этой работе представлена инновационная система прокторинга, в которой используются методы глубокого обучения, в частности алгоритм Yolo. Основная цель этой системы — используя стандартную веб-камеру в качестве единственного источника входного сигнала, точно распознавать глаза экзаменуемого. Полученные результаты в модели глубокого обучения впоследствии подвергаются обработке с помощью каскадного классификатора Хаара для получения окончательного результата. Предлагаемый подход демонстрирует значительную способность и точность различения изображения подлинных экзаменующихся и статичные изображения. Использование возможностей глубокого обучения в сочетании с каскадным классификатором позволяет в режиме реального времени обнаруживать и локализовать глаза на изображениях или видеокадрах, тем самым делая систему прокторинга надежным и эффективным решением для обеспечения академической честности во время онлайн-экзаменов.
Ключевые слова: технологии дистанционного обучения, онлайн-экзамен, айтрекинг, YOLO, Darknet Framework, каскадный классификатор Хаара, система прокторинга.